Знакомство с народной культурой и традициями русского народа проходило
в рамках тематической недели Внимание наших детей было заполнено
атмосферой старины, которую помогали воссоздать домашняя утварь прошедших
времён : деревянный стол, лавка, сундук, печка, ухват, самовар, глиняная и
деревянная посуда, игрушки.
Для ребят были организованы: выставка изделий русского декоративно-
прикладного искусства, посиделки в мини- музеи, познавательные беседы,
мультимедийная презентация « Русская изба», проведена НОД «В гостях у
Варварушки»
Всё увиденное и услышанное в русской избе, мои воспитанники перенесли
в свои игры и насытили их народным содержанием.
Играя, дети проявляли доброжелательное отношение друг к другу,
соблюдали этикет и правила гостеприимства русского народа.
Всю неделю детскую речь и речь педагогов украшал народный фольклор;
дети заучивали считалки, потешки, народные песенки, прибаутки, заклички ;
водили хороводы и играли в народные игры; расписывали матрёшек,
рассматривали предметы быта: прялку, рубель, утюг, лампу, орудия труда.
Посредством фольклора реализовывалась творческая индивидуальность
ребёнка, повышалась познавательная, речевая и эмоциональная активность.
Печка-барыня, самовар- батюшка, бабушкин- сундук с интересными вещами,
Тряпичная семья, куклы Манечка и Ванечка оживали на занятиях, создавали
своеобразны
й диалог между прошлым и настоящим, предполагая новые встречи.
Для детей неделя была яркой и интересной. Она способствовала формированию у
ребят таких качеств как доброта, отзывчивость, уважение к семье, труду, при этом
оставляя в душе ребёнка глубокий след вызывая устойчивый интерес.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка
хороша по-своему и она символизируют любовь и дружбу.
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Ой, люли, ой, Люли,
Кони на лужок пошли
Кони удалые, гордые, лихие.
Ребята с удовольствием рассматривали экспонаты- сувениры
«Старинная посуда и предметы обихода
Для того, чтобы вызвать интерес у ребят, нод «В гостях у Варварушки»
я проводила в народном сарафане.
«Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие
дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и
потолок, и стены, и мебель и многое другое.»
А как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)
В гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Ложки, ложечки резные
Зазвенят в один момент
Не простые, расписны
Древнерусский инструмент!
«У бабушкина сундука веселию нет конца !»
Какие же посиделки без игры на гармоне ?
Через музицирование, закреплялись навыки игры на музыкальных
инструментах, у детей формировалась мотивация к сотворчеству.
Возле русской избы и колодца
Вокруг зелёной березки
Водят хоровод – крошки матрёшки
У ребят была возможность сконструировать избу и обыграть
постройку с народной игрушкой.
«Пусть с той поры пролетают годы
Русь- законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде ! Да и не надо»
Н. Фомичёва
Рубаха у Ванечки свободного покроя, до колен, украшена тесьмой.
Воротника у рубахи нет, рубаху он носит с поясом. Рассматривая одежду
на куклах, дети получали представления о национальном костюме
русского народа в старину.
« Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? » (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт» (ухват)
«И шипит и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков
Вот для нас и чай готов
Кран на брюхе открываю
Кипяточек наливаю»
Девочки собирались «за самоваром»- пили чай -тихо беседовали.
Самовар для них тоже стал символом добра и домашнего уют
Воспитатель Харченко Любовь Николаевна