24.03.2018

 Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

     В современном обществе, интенсивно идут  процессы реформирования    образования и воспитания  детей.

  Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных учреждениях требуют от педагогов  поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.

  Что же такое имидж?

    Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

    Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности, стимулирует рост авторитета, расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания, выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.

    Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

    Опираясь на имеющиеся определения имиджа, можно выделить его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

·         Внешний облик.

·         Вербальные и невербальные средства общения.

·         Внутреннее соответствие образа профессии, внутреннее «Я».

   Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе воспитанников, родителей и коллег. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых, перенимают их манеры, действия, подражают в поступках. И то, как внешне выглядит педагог (костюм, прическа, макияж, ухоженность рук) имеют большое значение. В манере одеваться должно, проявляться одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.

Правильный выбор одежды, прически, уместный аккуратный макияж, ухоженные руки- все это помогает добиться профессионального успеха.

Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е.  надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Классические направления в моде всегда были и остаются идеальными для составления имиджа педагога.  Настоящий педагог не станет подчеркивать свою привлекательность (имеется в виду, слишком открытая, декольтированная одежда, мини), он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности  

    Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа педагога. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить    внимание воспитанники на себя,  какие жесты и позы при этом демонстрируют, что происходит с его мимикой, как сидит. Стоит и ходит - все это влияет на восприятие ребенка. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом, ведь умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

      В структуру речевого общения входят:

O  Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл информации.  

O  Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

O  Выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки – паузы; назализации – «хм», «э-э-э» и др.

   Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Следует отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуальное. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Отработка данных навыков будет совершенствовать имидж педагога

     Невербальные средства общения включают в себя:

u  Жесты, мимику, походку, позы, визуальный контакт (кинестатику);

u  Интонацию, громкость, тембр, паузы, вздохи, плач, т. е интонационные характеристики голоса (просодику и экстралингвистику);

u   Тактильные взаимодействия (токесику);

u  Ориентации, дистанцию, т. е  пространственную организацию общения (проксемику).

  Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Важно помнить, что невербальное поведение – это проявление культуры личности. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

  Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам.

  Создавая свой имидж, педагог тем самым совершенствуется. Из личностного внутреннего во внешнее продуктивное выступают оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность в компонентах педагогического процесса - в стиле общения со своими участниками целостного педагогического процесса, в эмоциональной реакции на поведение воспитанников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на занятиях и во многом другом.

 Внутренний образ - это, прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

 Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением само презентации, выведение воспитанника на игровой уровень, умелая режиссура всего хода занятия.

  Таким образом, сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ним продуктивность - один из актуальных вопросов психологии и педагогики.

  Имидж педагога – это во многих отношениях, его социально - желательный образ, который рассматривается как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на воспитанников.

 Он раскрывается в двух планах: во первых с точки зрения требований к педагогу со стороны общества, во вторых с позиции педагога – каким он стремиться представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

  Профессиональное самосознание -  ядро личности педагога, которое осуществляет  взаимосвязь и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.

   Профессиональное саморазвитие педагога требует от него способности развивать самостоятельность, творческую инициативу для развития его как профессионала в своем деле. Формирование индивидуального имиджа является неотъемлемой частью саморазвития педагога.

    Внешний облик педагога является его визитной карточкой, а также показателем культуры человека.

 Но, визуальная привлекательность оказывается на последнем месте при дальнейшем общении родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания детей, на первое место в дальнейшем ставят профессиональные качества педагога.

 Половина опрашиваемых родителей и половина опрашиваемых педагогов одним из важных компонентов  профессионального имиджа педагога считают речь и манеру общения, как с детьми, так и с окружающими взрослыми.

   Здесь уместно ввести понятие речевого этикета. Известный исследователь речевого этикета.  

  Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

  К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. 

  Речевой этикет-  это часть правил ритуализованного поведения человека в обществе, словесные (вербальные) формы выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения, где имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз.

Грамотное использование речевого  этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

  Родителям хочется чтобы педагог не пренебрегал общением с ребенком, как речевым, так и эмоциональным: теплая улыбка, ласковый голос, мягкие замечания, дружеский жест- все это, безусловно, и с точки зрения педагогов оказывает большое влияние на воспитательный процесс чем сухая, сдержанная манера общения.

   Мнение педагогов таково: педагог должен постоянно заниматься саморегуляцией речи:речевой интонацией, отбора языковых средств и организацией смыслового содержания.

   По мнению родителей, образ педагога формируется из следующих личностных качеств:

u доброта, доброжелательность, отзывчивость, чуткость;

u любовь к детям, ласка, внимательность;

u приветливость, вежливость, доброжелательность;

u ответственность, справедливость, понимание;

    По мнению педагогов, человек, работающий с детьми должен обладать такими качествами личности как:

O доброта, доброжелательность, ласка, отзывчивость;

O забота, любовь к детям, уважение к детям;

O воспитанность, открытость, внимательность, тактичность;

O терпение, спокойствие;

O ответственность, требовательность, аккуратность.

   А так же, не менее важные, профессиональные качества:

v компетентность, профессионализм;

v коммуникабельность, чувство юмора;

v интерес к своей профессии.

Исходя из этого, следует, что педагог должен обладать положительными качествами в большой степени, чем любой другой человек. Но, к сожалению, идеальных людей, обладающих всеми добродетелями, не бывает. Главное для каждого педагога, найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать.

Общество, определяя требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но неизменными остаются такие качества, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен»- пишет В. М. Шепель.

   Таким образом, формируется следующая модель имиджа педагога, которая структурируется на совокупности взаимосвязанных компонентов:

O  внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-Концепция);

O  внешнего (вербальный, кинетический, средовой и общественный элементы);

O  процессуального (стиль руководства и стиль общения).

 

   Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информировании педагога о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа педагога для развития подрастающего поколения формирует ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение педагогом основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение педагога и его дальнейшее профессиональное совершенствование.

   Педагог-это не только профессия, это - жизненное кредо.

Деловые качества и хорошие манеры:

v Одеваться по моде, но так чтобы это не бросалось в глаза;

v Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

v Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.

v Большую роль играет искренняя улыбка, обращение к людям по имени, умение слушать – значит слышать, понимать, участливо реагировать;

v В ДОУ никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с дошкольниками, общении с коллегами, родителями и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

v  Воспитателю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.

v Мимика должна быть только доброжелательной.

v Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.

Желаю Вам, уважаемые педагоги, подумать над своим имиджем, не забывая, что мы не просто деловые люди, но и люди, работающие не за станком, а с детьми, которые берут с нас пример.

    Подготовила Бродникова ВераВасильевна